За последние годы все большее распространение получают диагностические методы, направленные на исследование генов женщины на предмет наличия специфических мутаций или биомаркеров рака молочной железы. Подобная практика произвела революцию в развитии персонализированной терапии – стало возможно подбирать план лечения с учетом генетических особенностей каждого пациента — индивидуально, а значит, максимально эффективно.
Однако согласно результатам последнего исследования, проведенного Институтом Исследований Рака (Лондон) и клиникой Ройал Марсден при поддержке известного фонда Breast Cancer Now, проведение дополнительной биопсии поможет с большей вероятностью выявить ключевые генетические мутации. Это, в свою очередь, позволит определить их влияние на реакцию организма пациента при применении ингибитора ароматазы.
Исследование возглавили профессор Митч Даусетт и доктор Пасколь Геллерт. Они анализировали образцы, взятые для клинических исследований с красивым названием POETIC (периоперативная эндокринная терапия – персонализация лечения), крупнейшей базы данных по периоперативной терапии, с целью выяснить, какие гены и мутации определяют реакцию организма пациента на применение ингибитора ароматазы.
«Для понимания причин возникновения опухоли, разработки новых препаратов и индивидуального подхода к лечению каждого пациента необходимо максимально точно определить мутации раковых клеток,» – считает Митч Даусетт, профессор биохимической эндокринологии при Институте Исследований Рака в Лондоне, возглавляющий Центр Ральфа Лорена по Исследованию Рака Груди при клинике Ройал Марсден. – «Наша работа с пациентами показала — для того, чтобы максимально точно идентифицировать мутации, необходимо взять несколько биопсий, а не одну, как это обычно принято при диагностике. Только так мы сможем понять, как организм пациента будет реагировать на новую терапию».
В рамках программы POETIC женщины в период менопаузы с эстроген-рецептор положительным раком молочной железы проходили курс терапии с применением ингибитора ароматазы в течение 4 недель, из них две недели до операции. Биопсия проводилась до начала курса и во время операции. Контрольная группа пациентов также прошла два забора образцов ткани, но терапию с применением ингибитора ароматазы не проходила. Такой подход позволил рассмотреть разницу генетических профилей образцов вне зависимости от эффекта лечения.
Исследователи сравнивали шесть основных генных мутаций в образцах, взятых у 86 пациентов. Они обнаружили, что мутации присутствовали в 71% парных образцов. Однако в 29% образцов по крайней мере одна мутация присутствовала только в одном образце из пары. Контрольная группа и группа, проходившая терапию, анализировались раздельно, а затем результаты сопоставлялись.
Таким образом, в случае проведения единственной биопсии у значительной группы пациентов потенциально важные мутации не были бы выявлены. В том числе могли бы быть пропушены и маркеры, которые показывают, как опухоль реагирует на применение ингибиторов ароматазы, или те, которые подтверждают чувствительность опухоли к применению дополнительных препаратов.
Необходимость повторной биопсии может быть продиктована высоким уровнем пространственной гетерогенности мутаций, когда опухолевый рост обусловлен генной информацией в зависимости от расположения новообразования.
ER-положительные опухоли составляют до 80% случаев рака молочной железы. Ингибиторы ароматазы, в том числе анастрозола и летрозола, которые уменьшают производство эстрогена, считаются наиболее эффективным способом лечения этой формы рака у женщин в период менопаузы. Однако у некоторых пациентов развивается резистенция к препаратам. Исследование также показало, что мутации определенных генов могут играть ключевую роль в сопротивляемости лечению. В случаях, когда применение ингибиторов ароматазы было наименее эффективно, в опухоли было обнаружено наибольшее количество мутаций, например, в гене TP53, регулирующем клеточный цикл.
В долгосрочном прогнозе исследование поможет подбирать персонализированное лечение, основанное на генетическом профиле опухоли для каждого пациента. Для этого докторам еще на стадии диагноза необходимо более точно прогнозировать, как пациент с ER-положительной опухолью будет реагировать на применение ингибиторов ароматазы. Тогда они смогут предлагать пациентам только ту терапию, которая гарантированно принесет результаты. По словам баронессы Делит Морган, исполнительного директора Breast Cancer Now, «это исследование позволит нам понять, как некоторые из самых распространенных типов рака молочной железы стали резистентны к обычно эффективному лечению. Повторный забор биопсии выявляет более широкий профиль генетических мутаций, что, в свою очередь, поможет нам узнать особенности реакции клеток на лечение и механизм возникновения сопротивляемости. А значит, появятся и новые пути в разработке персонализированных подходов к лечению».