24 апреля 2013 года я с коллегами-нейрохирургами ездил в Санкт-Петербург, чтобы поучаствовать в «Поленовских чтениях» (это крупная научно-практическая конференция с участием ведущих специалистов в области нейронаук), где я представлял свой доклад.
В ходе этой поездки я имел возможность встретиться с сотрудниками Русфонда (Российского фонда помощи), благотворительной организации, оказывающей материальную поддержку детям, проходящим лечение в Лондоне по поводу опухолей головного мозга и других неврологических заболеваний.
Поездка была незабываемой во многих отношениях. Мы были рады встретиться с высококлассными российскими специалистами, принимавшими участие в чтениях; я и мои коллеги представили целый ряд высокотехнологичных нейрохирургических операций, способных помочь детям с различными неврологическими заболеваниями: опухолями головного мозга, эпилепсией, двигательными расстройствами, детским церебральным параличом и черепно-мозговыми травмами. Я был поражен теплотой приема, который оказали нам Виктор и Евгения, сотрудники Российского фонда помощи, — они пригласили нас к себе в гости, где нам были предложены замечательные блюда, нашли время, чтобы провести с нами несколько вечеров. Кроме того, я с удовольствием посетил детский хоспис в парке Куракина Дача, и хочу отметить, что здесь работает замечательный персонал, и имеются все возможности для оказания помощи детям с тяжелыми формами инвалидности и неизлечимыми заболеваниями.
Лично для меня одним из самых трогательных моментов поездки явилась встреча с Олесей, матерью Дмитрия Константинова, который упорно боролся с невероятно тяжелой формой опухоли головного мозга. Мальчик проходил лечение как по месту жительства, так и в Лондоне. К несчастью, лечение не помогло, и мальчик умер в феврале этого года. Я консультировал Диму, когда он находился на лечении в детском онкологическом отделении клиники Harley Street в Лондоне; потом я наблюдал его, когда Диму перевели в клинику Portland Hospital в Лондоне для прохождения курса интенсивной нейрореабилитации. До нашего вмешательства он мог только лежать на кровати, двигая одной рукой и едва реагируя на внешние воздействия. Мы смогли перевести Димино заболевание в стадию ремиссии. В процессе реабилитации ребенок снова смог самостоятельно садиться, заниматься своими делами, сидя в кресле, стоять с поддержкой, двигать обеими ручками, разговаривать, смеяться и играть. Все это время я восхищался силой духа Олеси и ее желанием всегда быть рядом со своим сыном. Она откликалась на любые просьбы и была готова решать любые проблемы. Потихонечку я узнал Диму поближе, — я и сейчас вспоминаю, как часто мы с ним вместе играли и весело смеялись. Именно в этот период его состояние начало ухудшаться. Болезнь снова проявила себя, и мальчик постепенно стал утрачивать восстановленные в Лондоне функции. В декабре Олеся с сыном вернулась в Санкт-Петербург, где мальчик провел остаток своих дней с матерью в хосписе.
Я провел много часов, размышляя о том, не думает ли сейчас мать Дмитрия, что не стоило нашей команде с таким трудом добиваться реабилитации её ребенка, раз, в конечном счете, мы все равно не смогли победить его болезнь. Я был рад, что получил возможность обсудить это с Олесей во время моей поездки в Санкт-Петербург. С облегчением я узнал, что она не считает, что наши усилия были напрасны: Диме нравилось лечение в виде игры, а сама она получила некоторую надежду, радуясь его успехам. И снова я был поражен ее самообладанием и силой духа: я еще раз убедился в том, какая это честь работать с такими пациентами, как Дима, и с такими родителями, как Олеся. Во время этой поездки я имел возможность встретиться и с некоторыми другими семьями, потерявшими детей, что только усилило мои впечатления. И хотя я и мои коллеги ехали в Санкт-Петербург с чувством вины за то, что как ни старались, не смогли спасти этих детей, тем не менее, мы получили незабываемо теплый прием и благодарность от родителей и тех, кто поддерживал их через систему благотворительности.
Я навсегда запомню это путешествие в Санкт-Петербург: красивый город, невероятно теплый прием коллег, возможность увидеть работу высококлассных местных специалистов, незабываемые встречи с несколькими самыми сильными и самыми замечательными семьями, с которыми я когда-либо имел честь работать. Я надеюсь, что мы когда-нибудь увидимся снова.